8 декабря 1945 года было организовано Автотранспортное управление (ныне ОАО «Сахалинавтотранс») Южного Сахалина.
5 марта 1946 года на основании приказа по Автоуправлению Южно-Сахалинской области за № 37 в г. Тоёхара было введено ежедневное расписание движения «автобусов» (грузовые автомобили, оборудованные для перевозки людей) с 9 часов утра до 10 часов вечера по улицам:
- по главной улице «Оо-дори» (ныне ул. Ленина) – 2 «автобуса»
- по улице «Дзиндзя-дори» (ныне Коммунистический проспект) – 1 «автобус».
Объем перевозок по Южно-Сахалинской автотранспортной конторе за 1946 год составил 18,0 тысяч пассажиров, а за 1947 год – 318 471 пассажир.
С 1 октября 1955 года от Южно-Сахалинской автотранспортной конторы отделился пассажирский автопарк и образовалось Южно-Сахалинское пассажирское автохозяйство (которое затем было переименовано в Автобусный парк (22.03.1965), в ПАТП-2 (15.08.1967), МП «ПАТП-2» (03.11.1993).
В 1965 году Автобусный парк г. Южно-Сахалинска насчитывал 150 автобусов.
В 1982 году на Сахалине на пассажирском автотранспорте общего пользования для водителей, кондукторов и других работников службы эксплуатации введена форменная одежда с эмблемой на головном уборе и нагрудным знаком.
В апреле-мае 1984 года в Южно-Сахалинское ПАТП-2 поступили первые пять автобусов особо большой вместимости марки ИКАРУС-280.
С 3 ноября 1993 года Южно-Сахалинское пассажирское автотранспортное предприятие №2 преобразовано в муниципальное предприятие «Южно-Сахалинское пассажирское автотранспортное предприятие № 2». Уже в апреле 1994 года в МП «ПАТП-2» из Южной-Кореи поступили два автобуса ДЭУ-BS-106, а в декабре 1995 года еще восемь автобусов.
В течении 1992-1999 годов на рынке пассажирских автотранспортных услуг транспорта общего пользования активно формировалась конкурентная среда за счет появления частного бизнеса при отсутствии на федеральном уровне необходимых нормативно-правовых актов, отвечающих условиям рыночных отношений. Произошло вытеснение с маршрутной сети автобусов МП «ПАТП-2».
Тяжелое финансовое положение в МП «ПАТП-2» сложилось по ряду причин, в том числе и в результате недобросовестной конкуренции перевозчиков всех форм собственности, несвоевременного индексирования тарифов на маршрутные автобусные перевозки, постоянного недофинансирования из бюджетов разных уровней за перевозку пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда, в результате чего автопредприятие практически оказалось банкротом. В соответствии с постановлением мэра г. Южно-Сахалинска в 1999 году вся техническая документация по эксплуатации автобусных маршрутов принадлежащая Южно-Сахалинскому МП «ПАТП-2» была передана в МУП «ПАТО». По ряду объективных причин, как и МП «ПАТП-2», пассажирское автопредприятие МУП «ПАТО» не стало осуществлять пассажирские перевозки с 30 июля 2007 года, вся техническая документация была передана в ОАО «Транспортная компания». С 30 декабря 2008 года по 30 июня 2011 года пассажирские перевозки в городе Южно-Сахалинске осуществляло МАУ «Транспортная компания».
В мае 2011 года на основании постановления администрации г. Южно-Сахалинска и распоряжения ДАГУН г. Южно-Сахалинска были образованы Муниципальное унитарное предприятие «Транспортная компания» и Муниципальное унитарное предприятие «Транспортная компания-2».
С 01.04.2022 года на основании постановления администрации г. Южно-Сахалинска было принято решение о проведении реорганизации Муниципального унитарного предприятия «Транспортная компания» в форме преобразования в Акционерное общество, осуществляющее автомобильные пассажирские перевозки по сей день.